Название реферата: Безопасность жизнедеятельности
Скачано с сайта: www.refbzd.ru
Дата размещения: 18.03.2013
Безопасность жизнедеятельности
с точки зрения безопасности
Общие характеристики анализаторов. Целесообразная и безопасная деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о характеристиках внешней среды и внутренних системах организма. Этот процесс осуществляется с помощью анализаторов — подсистем центральной нервной системы (ЦНС), обеспечивающих прием и первичный анализ информационных сигналов.
Информация, поступающая через анализаторы, называется сенсорной (от лат. Sensus — чувство, ощущение), а процесс ее приема и первичной переработки — сенсорным восприятием. Общая функциональная схема анализатора представлена на рис.1.
Внешние сигналы |
Рецептор |
Нервные связи |
Головной мозг |
Рис. 1. Функциональная схема анализатора
Центральной частью анализатора является некоторая зона в коре головного мозга. Периферическая часть — рецепторы — находится на поверхности тела для приема внешней информации, либо размещена во внутренних системах и органах для восприятия информации об их состоянии (внешние рецепторы в обычной речи называют органами чувств). Проводящие нервные пути соединяют рецепторы с соответствующими зонами мозга.
В зависимости от специфики принимаемых сигналов различают следующие анализаторы:
Внешние — зрительный (рецептор—глаз); слуховой (рецептор — ухо); тактильный, болевой, температурный (рецепторы кожи); обонятельный (рецептор в носовой полости); вкусовой (рецепторы на поверхности языка и неба).
Внутренние — анализатор давления; кинестетический (рецепторы в мышцах и сухожилиях); вестибулярный (рецептор в полости уха); специальные, расположенные во внутренних органах и полостях тела.
Зрительный анализатор. В процессе деятельности человек до 90 % всей информации получает через зрительный анализатор. Цветовые ощущения вызываются действием световых волн, имеющих различную длину.
При оценке восприятия пространственных характеристик основным понятием является острота зрения, которая характеризуется минимальным углом, под которым две точки видны как раздельные. Острота зрения зависит от освещенности, контрастности, формы объекта и других факторов.
Чем выше восприятие зрительного анализатора, тем быстрее сработает защитная реакция человека на видимую опасность. Ведь зачастую опасность можно оценить через зрительный анализатор, например приближающийся транспорт, летящий камень и др.
Слуховой анализатор. С помощью звуковых сигналов человек получает до 10 % информации.
Характерными особенностями слухового анализатора являются:
— способность быть готовым к приему информации в любой момент времени;
— способность воспринимать звуки в широком диапазоне частот и выделять необходимые;
— способность устанавливать со значительной точностью месторасположение источника звука.
Наряду со звуковыми сигналами в управлении используются речевые сигналы для передачи информации или команд управления от оператора к оператору. Важным условием восприятия речи является различение длительности и интенсивности отдельных звуков и их комбинаций.
Полезно знать, что используемые стереотипные словосочетания, фразеологизмы, распознаются значительно хуже, чем это можно было ожидать. Увеличение альтернативных слов возможных словосочетаний, фраз, повышает правильность опознания. Однако включение фраз, допускающих неоднозначность толкования их смыслового содержания, приводит к замедлению процесса восприятия.
Кожный анализатор. Обеспечивает восприятие прикосновения (слабого давления), боли, тепла, холода и вибрации. Для каждого из этих ощущений (кроме вибрации) в коже имеются специфические рецепторы, либо их роль выполняют свободные нервные окончания. Каждый микроучасток кожи обладает наибольшей чувствительностью к тем раздражителям (сигналам), для которых на этом участке имеется наибольшая концентрация соответствующих рецепторов — болевых, температурных и тактильных.
Вибрационная чувствительность. Вибрационная чувствительность обусловлена теми же рецепторами, что и тактильная, поэтому топография распределения вибрационной чувствительности по поверхности тела аналогична тактильной.
Кожная чувствительность к боли. Этот вид чувствительности обусловлен воздействием на поверхность кожи механических, тепловых, химических, электрических и других раздражителей.
Биологический смысл боли состоит в том, что она, являясь сигналом опасности, мобилизует организм на борьбу за самосохранение. Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех систем организма и повышается его реактивность.
Температурная чувствительность. Свойственна организмам, обладающим постоянной температурой тела, обеспечиваемой терморегуляцией. Температура кожи несколько ниже температуры тела и различна для отдельных участков: на лбу — 34 .35 °С, на лице —20 .25 °С, на животе — 34 °С, стопах ног — 25 .27 °С. Средняя температура свободных от одежды участков кожи 30 .32 °С. Коже присущи два вида рецепторов. Одни реагируют только на холод, другие только на тепло.
Кинестетический анализатор. Обеспечивает ощущение положения и движений тела и его частей. Имеется три вида рецепторов, воспринимающих:
1. Растяжение мышц при их расслаблении — «мускульные веретена»;
2. Сокращение мышц —сухожильные органы Гольджи;
3. Положение суставов (обусловливающее так называемое «суставное чувство»). Предполагается, что их функции выполняют глубинные рецепторы давления.
Возможности двигательного аппарата представляют определенную значимость при конструировании защитных устройств, органов управления.
Обонятельный анализатор. Предназначен для восприятия человеком различных запахов (их диапазон охватывает до 400 наименований). Рецепторы расположены на участке площадью около 2,5 см2 слизистой оболочки в носовой полости.
Условиями восприятия запахов являются летучесть пахучего вещества (выделение его молекул в свободном виде); растворимость веществ в жирах; движение воздуха, содержащего молекулы пахучего вещества в области обонятельного анализатора.
Вкусовой анализатор. В физиологии и психологии распространена четырехкомпонентная теория вкуса, согласно которой существуют четыре вида элементарных вкусовых ощущений: сладкого, кислого, горького и соленого. Все остальные ощущения представляют их комбинации. Абсолютные пороги вкусового анализатора выражаются в величинах концентраций раствора и они примерно в 10 000 раз выше, чем обонятельного. Различная чувствительность вкусового анализатора довольно груба, в среднем она составляет 20 %. Восстановление вкусовой чувствительности после воздействия различных раздражителей оканчивается через 10 .15 мин.
Метод светового потока (коэффициента использования) применяется при равномерном расположении светильников и при нормированной горизонтальной освещенности. С помощью этого метода рассчитывают среднюю освещенность поверхности. При этом наиболее целесообразно рассчитывать освещение для помещений со светлым потолком и стенами, особенно при рассеянном и отраженном свете. Световой поток лампы Фл (лм) для ламп накаливания или световой поток люминесцентных ламп светильника рассчитывают по формуле:
где Е — минимальная нормированная освещенность (лк), принимаемая по СНиП 23-05—95— или отраслевым нормам; Sn—площадь освещаемого помещения, м; К — коэффициент запаса, принимаемый но СНиП 23-05—95 (1,4—1,7); z — коэффициент минимальной освещенности, равный отношению Eср/Еmin. Его значения для ламп накаливания и ДРЛ—1,15; для люминесцентных — 1,1; ncn—число светильников в помещении; η —коэффициент использования светового потока. Он зависит от индекса помещения i, высоты подвеса светильников Hсв и коэффициентов отражения стен рo потолка рп.
Индекс помещения i определяют по формуле
где а и b —длина и ширина помещения, м; nсв —число светильников и помещении.
Для расчета общего равномерного и локализованного освещения помещений и открытых пространств, а также местного освещения при любом расположении освещаемых поверхностей применяется точечный метод.
Освещенность какой-либо точки А горизонтальной поверхности выражается формулой
где IA — сила света (кд), заданная для условной лампы со световым потоком 1000 лм; α — угол между вертикальной плоскостью и направлением светового потока на освещаемую точку; hсв — высота подвеса светильника, м.
Относительная освещенность
Эта величина численно соответствует освещенности точки А, расположенной на том же луче, но на плоскости, по отношению к которой высота установки светильника равна 1 м. Чтобы подчеркнуть, что освещенность рассчитывается не вообще, а для ламп со световым потоком 1000 лм, заменив обозначение освещенности Е на е, запишем е = ε/h2св, где е—условная освещенность. Хотя относительная освещенность есть функция угла α, ее удобнее изображать кривыми в функции отношения d/h = tgα. Переход от относительной освещенности к освещенности данной поверхности производится в соответствии с вышеприведенным выражениями. Если же требуется найти освещенность для лампы с произвольным световым потоком Ф, то основная формула принимает следующий вид:
Е= Фе/1000/h2.
Кривые относительной освещенности позволяют вести расчет с высокой точностью, но при этом требуются определение отношения d/h или h/d и деление на h2. Пользование пространственными изолюксами устраняет эти операции. Пространственные изолюксы строят для каждого типа светильника, они показывают условную горизонтальную освещенность e, являющуюся функцией,) параметров d и h.
Порядок расчета освещенности по точечному методу.
Выбрать тип и размещение светильников и высоту их подвески hсв. Вычертить в масштабе плана помещения со светильниками. На план нанести контрольную точку и найти расстояние d от нее до проекций светильников. По пространственным изолюксам горизонтальной освещенности отыскать условную освещенность (е) от каждого светильника. Вычислить общую условную освещенность Σе от всех светильников. Рассчитать горизонтальную освещенность в контрольной точке по формуле:
E= Ф µΣе/1000К
где µ — коэффициент, учитывающий дополнительную освещенность! от удаленных светильников и отраженного светового потока (принимается в пределах 1,1 .1,2); К—коэффициент запаса, принимаемый равным 1,3 .1,5
(в зависимости от периодичности чистки светильников).
Если мощность источника света предварительно не выбрана, то ее можно найти по световому потоку
Ф =Енорм 1000 К/µΣе.
Расчет по удельной мощности основан на анализе большого количества светотехнических расчетов, выполненных по методу коэффициента использования светового потока.
Удельная мощность Wy — отношение мощности W источников света всех осветительных установок освещаемого помещения к освещаемой площади Sn, т.е.
Wу = W/Sn.
Значение удельной мощности зависит от следующих основных факторов: светильников, размещения их в помещениях, мощности и типа ламп, характеристики освещаемого помещения.
Метод применяется при расчете общего равномерного освещения, особенно для помещений большой площади.
В качестве первичных средств пожаротушения наибольшее распространение получили различные огнетушители: химические пенные ОХП-10, газовые углекислотные ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8, порошковые ОПУ-5, ОПС-10 и специальные огнетушители типа ОУБ.
Газовые огнетушители предназначены для тушения небольших очагов горения веществ и электроустановок, за исключением веществ, горение которых происходит без доступа кислорода воздуха. В качестве огнетушащего средства и основном используют углекислоту. При быстром испарении углекислоты образуется снегообразная масса, которая, попадая в зону горения, снижает концентрацию кислорода, охлаждает горящее вещество.
Ручные огнетушители типа ОУ конструктивно различаются вместимостью баллонов (соответственно 2,5 и 8 л). Они приводятся в действие вручную открыванием запорного вентиля путем вращения его против часовой стрелки. Через раструб газ подается на очаг пожара. Промышленностью выпускаются передвижные углекислотные огнетушители одно- и двухбаллонные вместимостью 40 и 80 л.
Порошковые огнетушители предназначены для тушения небольших очагов загорания щелочных металлов и других соединений. Работа порошковых огнетушителей основана на принципе выбрасывания огнетушащего порошка под действием сжатого воздуха, заключенного в баллончике, который присоединен к корпусу огнетушителя.
Углекислотно-бромэтиловые огнетушители типа ОУБ предназначены для тушения небольших очагов горения волокнистых и других твердых металлов, а также электроустановок. Для обеспечения надежности огнетушителей при пожаре их необходимо подвергать периодической проверке и перезарядке.
Основные направления современной государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны формируются и реализуются с учетом геополитических, стратегических социально-экономических и иных факторов, которые за последние годы претерпели значительные изменения.
Возможности новых видов оружия, участившиеся аварии и катастрофы, стихийные бедствия, международный и внутренний терроризм, проблемы экологии - все это потребовало пересмотра основных направлений содержания, организации и порядка подготовки и ведения в Российской Федерации гражданской обороны.
Проводимое совершенствование системы организации и ведения гражданской обороны предусматривает:
ü восстановление на всех уровнях института начальников гражданской обороны и служб гражданской обороны с учетом новых задач в соответствии с федеральным законом "О гражданской обороне";
ü создание в соответствии с федеральным законом "О гражданской обороне" и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 в федеральных органах исполнительной власти и организациях структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
ü совершенствование организационной структуры сил и средств гражданской обороны, их материально-технического оснащения;
ü создание в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на объектах экономики спасательных формирований, финансируемых за счет местного бюджета и средств объектов экономики;
ü систематическое проведение специальных учений, командно-штабных тренировок и сборов;
ü разработку новых принципов и методов обучения и новых программ по гражданской обороне для различных категорий населения и руководящего состава органов управления гражданской обороны, отвечающих современным условиям;
ü подготовку и переподготовку руководящего состава в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах с использованием современных средств обучения;
ü широкое использование средств массовой информации в подготовке населения по гражданской обороне.
В комплексе мероприятий по организации защиты населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени исключительно важная роль отводится гражданским организациям гражданской обороны.
Организация и ведение гражданской обороны является обязательной функцией всех органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации.
Гражданская оборона в Российской Федерации организуется и ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, концепцией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной Российской Федерации, Федеральным законом "О гражданской обороне", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны страны, а также международными правовыми актами.
В целях дифференцированного подхода к определению содержания, объемов и сроков проведения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется отнесение территорий к группам, а организаций - к категориям по гражданской обороне.
Порядок и критерии отнесения территорий к группам по гражданской обороне устанавливаются Правительством Российской Федерации
Порядок и критерии отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны.
В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
В целях осуществления государственной политики в области гражданской обороны Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и возлагает на него осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Таким органом является МЧС России.
В федеральных органах исполнительной власти и организациях руководство гражданской обороной осуществляют их руководители, а на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности соответствующими начальниками гражданской обороны.
В пределах своей компетенции начальники гражданской обороны издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными им начальниками гражданской обороны, а на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - всеми начальниками гражданской обороны организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за состояние гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на подведомственных им территориях и в организациях.
Начальники гражданской обороны на всех уровнях осуществляют руководство гражданской обороной через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, являются:
на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
на региональном уровне-территориальные органы (региональные центры) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;
в субъектах Российской Федерации - министерства, комитеты, главные управления и управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
в городах, районах - управления, отделы, группы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В федеральных органах исполнительной власти и организациях для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением по решению их руководителей создаются штатные структурные подразделения (отделы, секторы, группы) или назначаются отдельные работники (в зависимости от объема работы).
Начальники (руководители) органов управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны (за исключением региональных центров МЧС России), являются заместителями соответствующих начальников гражданской обороны и имеют право от их имени отдавать приказания (распоряжения) по вопросам гражданской обороны.
Основными задачами органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, являются:
§ планирование и организация выполнения мероприятий гражданской обороны;
§ подготовка руководящего состава гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
§ обеспечение постоянной готовности систем управления, связи и оповещения;
§ контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания;
§ организация повседневного наблюдения за состоянием окружающей среды, всех видов разведки, сбор и обобщение данных обстановки;
§ оповещение населения по сигналам гражданской обороны;
§ обеспечение управления силами гражданской обороны в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
§ организация взаимодействия органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе с органами военного управления;
§ организация научной и научно-исследовательской работы по вопросам развития и совершенствования гражданской обороны;
§ обобщение и распространение передового опыта по подготовке и ведению гражданской обороны;
§ организация скрытого управления мероприятиями гражданской обороны.
Для выполнения мероприятий гражданской обороны (инженерных, медицинских и др.)» подготовки в этих целях сил и средств, управления гражданскими организациями гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются службы гражданской обороны.
Службы гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций создаются соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями организаций. Их перечень и состав определяются с учетом специфики территорий и организаций, возможных опасностей, а также рекомендаций начальника гражданской обороны Российской Федерации и начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации.
Ответственность за обеспечение готовности служб гражданской обороны несут руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, на базе которых созданы эти службы.
Непосредственное руководство службами гражданской обороны осуществляют начальники этих служб.
Задачи, организация и деятельность служб гражданской обороны определяются положениями о службах.
Положения о службах утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.
Указания и инструкции федеральных служб гражданской обороны по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти и организациями.
Указания вышестоящих начальников служб гражданской обороны являются обязательными для нижестоящих служб гражданской обороны данной специализации.
Основными задачами для всех служб гражданской обороны являются:
выполнение специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем службы;
создание и подготовка гражданских организаций гражданской обороны к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;
организация управления подчиненными органами управления и силами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация и поддержание взаимодействия с другими службами гражданской обороны, соответствующими органами управления гражданской обороны, соединениями и воинскими частями гражданской обороны, органами военного командования;
руководство рассредоточением сил и средств, а также предприятий, учреждений и организаций, на базе которых эти службы созданы;
ведение учета сил и средств, входящих в состав служб и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач; обеспечение их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;
защита личного состава, техники и имущества служб от поражающих факторов современных средств поражения, аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Общественные объединения (профессиональные союзы, союзы молодежи, творческие союзы, добровольные общества и другие) участвуют в решении задач гражданской обороны путем военно-патриотического воспитания своих членов и других групп населения, привлечения их к активному участию в осуществлении мероприятий гражданской обороны, оказанию помощи пострадавшим.
Заблаговременная (в мирное время) подготовка гражданской обороны является непременным условием эффективности мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданская оборона в мирное время должна быть готова:
к оповещению населения страны о воздушно-космическом нападении и его укрытию в имеющихся защитных сооружениях и помещениях подземного пространства;
к обеспечению оперативного развертывания в зонах вооруженных конфликтов и локальных войн мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, сил и средств для ликвидации последствий вооруженного нападения и жизнеобеспечению пострадавшего населения;
к обеспечению развертывания сил и средств гражданской обороны для выполнения задач в условиях региональной или крупномасштабной войны с применением оружия массового поражения.
Уровень подготовки гражданской обороны по каждому виду мероприятий определяется нормативами готовности гражданской обороны, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Задача
В результате несчастного случая на производстве по заключению учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) пострадавший утратил профессиональную трудоспособность на 30%. Пенсия по инвалидности назначена 450 руб. Среднемесячный заработок до травматизма – 3850 руб. Степень вины пострадавшего определена администрацией с учетом заключения комиссии по охране труда предприятия – 20%. Определить среднемесячное возмещение ущерба.
Решение.
1. Рассчитаем сумму вины работника в денежном эквиваленте:
т.к. среднемесячный заработок до травматизма составлял 3850 руб., а степень его вины – 20%, то
3850 * 20% : 100 = 770 (руб.)
2. Исходя из пункта 1, можно рассчитать сумму среднемесячного возмещение ущерба.
3850 – 770 = 3080 (руб.)
Таким образом, среднемесячное возмещение ущерба – 3080 руб.